Вопрос-ответ №4


В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории РФ с 01 января 2016 года была введена  поэтапная аккредитация специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием.

Лица, завершившие освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, должны обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формы освоения и содержание обучения определяются образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией.

Сроки реализации образовательных программ определяются примерными дополнительными профессиональными программами медицинского образования и фармацевтического образования. Реализация образовательных программ может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также с использованием сетевой формы взаимодействия.

С 1 июня 2016 года Минздравом России в сети Интернет был  запущен в промышленную эксплуатацию «Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования» (edu.rosminzdrav.ru), где представлены материалы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам медицинского и фармацевтического образования.  На портале медработникам предоставляется возможность для создания личного кабинета и выбора образовательных программ повышения квалификации и создания предварительной заявки на обучение.

В настоящее время на интернет-портале размещены различные программы повышения квалификации, реализуемые образовательными организациями с применением симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий, стажировок, реализации программ в сетевой форме. Организациями продолжается работа по утверждению новых образовательных программ и размещению их на интернет-портале. В случае необходимости заинтересованные медицинские организации и Минздрав Магаданской области могут обратиться в организации для разработки образовательной программы по востребованной тематике.

Медицинские работники, проходят регистрацию на интернет-портале, осуществляют выбор образовательной программы и формирование предварительной заявки на обучение, которая прилагается к заявлению о направлении на обучение, представляемому медицинским работником в медицинскую организацию.

Основанием для заключения медицинской организацией договора об обучении, предусмотренного приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам», для последующего обучения медицинского работника по программе повышения квалификации является включение медицинского работника в план мероприятий.

НМО — это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.


Система повышения квалификации в рамках НМО включает в себя:


  • очное последипломное обучение (на базе образовательных учреждений):
    • обучение в вузе (практические занятия, лекции, семинары и обсуждения, очные экзамены);
    • дистанционное обучение (дистанционные лекции, вебинары, учебные модули с итоговыми тестами для контроля);
  • обучение на рабочих местах и самостоятельное обучение:
    • обучение на рабочих местах (обсуждение с коллегами, проведение аудита, разборы сложных случаев);
    • самостоятельное обучение (посещение конференций и семинаров, написание научных работ, чтение медицинских журналов и национальных руководств с последующим тестированием).

Дистанционная система позволяет повышать свою квалификацию постоянно через электронное обучение. Оно подразумевает применение информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов с помощью электронных учебных материалов (электронные образовательные модули).

Электронные образовательные модули — это учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения и размещенные на образовательных интернет-сайтах. Они представляют собой особый формат электронного издания для НМО, содержащий текстовую информацию, иллюстрации, видео- и аудиоряд и механизмы для контроля полученных знаний.

Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

В случае, если  обучение платное, можно попытаться найти аналогичное и бесплатно либо обратиться к работодателю по вопросу возмещения расходов, связанных с обучением. Руководители медицинских организаций Магаданской области, безусловно, заинтересованы в том, чтобы медперсонал со всей ответственностью подходил к совершенствованию в профессии и повышению квалификации.

На сегодняшний день имеется многолетняя успешная регулярная практика по составлению планов на обучение сотрудников и компенсации расходов. В каждом конкретном случае учитывается множество факторов, поэтому при возникновении вопросов и трудностей медицинским работникам необходимо выходить на диалог с руководителем.






Вся новость в источнике