Делом всей своей жизни считает сохранение культурный истоков член Общественного совета при УМВД России по Магаданской области, уполномоченный представитель коренных малочисленных народов Севера в региональной Думе художник-косторез Станислав Манига.

На Крайнем Севере до сих пор находят древние костяные артефакты: священные амулеты, игрушки, украшения, наконечники гарпунов, швейные иглы, которым, скорее всего, не одна сотня лет. Эти бесценные находки – образцы древнего косторезного искусства хранятся в музеях Колымы.

И, пожалуй, нет такой семьи в Магаданской области, у которой бы в доме на самом видном месте не стояли костяные изваяния быстроногих оленей, величественных мамонтов, забавных медведей, завораживающих касаток, фигурок смеющихся существ – талисманов, называемых пеликенами. Всё это – творения местных мастеров, продолжающих народный промысел.

Одним из таких мастеров и является художник-косторез Станислав Манига.

«Сколько себя помню, это ремесло всегда было в нашей семье, — рассказывает Станислав Иванович. – Я подмечал, как старшие из оленьего рога делали рукоятки для ножей, костяные напёрстки, упряжь для оленей. Погремушки для детей – и те были из копытца оленя».

По словам мастера, принцип резьбы по кости не изменился со временем. Но если раньше умельцы творили вручную с помощью заостренных приспособлений, то сейчас у них в арсенале шлифовальные и полировальные устройства, фрезы, бормашины, пилы. А материалы для косторезов дает природа. Это могут быть сброшенные рога как лося, так и барана, или клыки моржа, которые предоставляют охотники. Иногда вечная мерзлота дарит один из самых ценных материалов для резьбы по кости – бивень мамонта или море выбрасывает ребро или позвонок кита.

Станислав Иванович творческое вдохновение черпает из фольклора коренных народов – сюжетных сценок из жизни оленеводов, охотников. Как правило, герои его композиций – это земляки, знакомые, случайные люди. И хотя он не стремится к портретному сходству, но черты всегда узнаваемы. Однажды на международной выставке работу Маниги увидел косторез из Красноярского края и удивился, что сам стал прототипом для изваяния колымского мастера. Оказалось, что до этого они всего-то один раз и встречались.

Кроме северных мотивов Станиславу Ивановичу близок жанр косторезной художественной миниатюры в стиле японских нэцкэ.

«Как-то меня попросили по фотографии сделать работу в стиле старинного японского мастера, — вспоминает Станислав Манига. – «Самурай Шоки»: бородатый японец, волосы захвачены платком, он точит меч об камень. В этой фигурке чувствуется невероятная энергия, которая вот-вот вырвется и превратится в действие. Мне нужно было повторить это чудо. Я долго не мог раскрыть секрет, но неожиданно понял за счет чего достигнут такой эффект: тело наклонено, одной рукой он держится за рукоятку ножа, а другой – настраивает угол заточки клинка. Я обратил внимание, что указательный палец правой руки не лежит на рукоятке, а упирается в точило. Мне стало понятно, что еще в не свершившемся действии и заключается энергетика. Вся динамика поместилась в фигурке размерами три на четыре сантиметра. Маленькая, но несущая в себе такую мощь…».

Интересно получилось – спустя столетия наш косторез разгадал тайну шедевра и стал учеником японского мастера.

«Для меня, как представителя коренного народа и художника, очень важно, что текущий 2022-й год объявлен Годом культурного наследия народов России, — говорит Станислав Манига. – Сохраняя культуру, искусство, традиционные промыслы, мы сберегаем малочисленные народности. В Магаданской области это эвены, коряки, камчадалы, юкагиры, ительмены, орочи, эскимосы, якуты, чукчи. Народы малочисленные, а традиции богатейшие. Это такой пласт в жизни территории, без которого её просто невозможно представить. Далеко за пределами Колымы известны наши поэты Юрий Анко и Зоя Ненлюмкина, сказительница Зинаида Бабцева и сказочница Зинаида Самсоненко (Чина Моторова), рукодельницы Надежда Хай-Хутык и Виктория Айвалан. Давно снискал мировую славу магаданский ансамбль песни и танца народов Севера «Энэр», которому более 40 лет».

В последние годы в регионе возрождены и стали популярными национальные праздники эвенов Хэбденек и Бакылдыдяк, чукотский Кильвей, корякский Туйгивин, на которых создается особая дружеская атмосфера. А участники этих мероприятий – не представители коренных народностей, но и гости разных национальностей. Станислав Манига отмечает, что охрана правопорядка на таких мероприятиях организуется на самом высоком уровне, а сотрудники колымской полиции любят эти праздники и всегда доброжелательны и внимательны к их участникам.

Будучи активным членом Общественного совета при УМВД России по Магаданской области, Станислав Манига старается использовать эту авторитетную трибуну с пользой для коренных малочисленных народов Севера, в частности поднимая проблемы, касающиеся их традиционной хозяйственной деятельности. В последнее время он проживает в родном Северо-Эвенском районе, где одной из главных задач считает сохранение оленеводства. Чтобы олени остались не только в виде костяных фигурок, но и в стойбищах.

Там же, в этнокультурном центре «Хэкэт» Эвенска, мастер преподает уроки косторезного искусства для детей и взрослых, передавая ученикам свой опыт и знания, полученные на художественно-графическом факультете Хабаровского государственного педагогического института. На занятиях художник показывает, как работать с рогом лося, клыком моржа и с самым любимым и редким материалом – зубом кашалота. По стопам мастера идут и двое его сыновей, младшему из которых всего восемь лет.

Станислав Иванович считает очень важным не просто сохранение традиционного наследия в Магаданской области, но и его развитие, чтобы оно обогащалось. По мнению мастера, власти региона немало для этого делают.

«Приумножение нашего наследия происходит, в том числе и благодаря взаимопроникновению традиций и культуры, – говорит Станислав Манига. – Я – эвен, а в числе наших мастеров резьбы есть, например, и русский мастер Виктор Максимович Вихлянцев. Его имя известно на весь мир – как художника-костореза, рождающего шедевры на северную тематику из бивня мамонта, рога снежного барана, клыка моржа. Он – заслуженный художник РФ, президент региональной общественной организации мастеров художественной резьбы по кости, постоянный участник международных и всероссийских выставок. Виктор Максимович остро чувствует наш жизненный уклад, традиции, отношение к природе».

Виктор Вихлянцев также является членом Общественного совета при областном УМВД. Вместе со Станиславом Манигой они организуют экскурсии на различные выставки для детей и молодежи, для сотрудников и ветеранов органов внутренних дел. На мастер-классах делятся своими секретами, стараются пробудить интерес к горячо любимому делу всей жизни, найти новых художников-самородков. И надо видеть эмоции детей, когда на их глазах в руках костореза из клыка моржа появляется забавная мордочка, потом хвост и наконец дорисовываются глазки и все узнают милашку нерпу – обитательницу магаданских бухт…

Таланту колымских косторезов – Станислава Маниги, Виктора Вихлянцева, Юрия Ханькана, Александра Дьячкова, Валентина Шешукова их открытому и щедрому сердцу современный Магадан обязан статусом мировой столицы косторезного искусства.

Среди своих творений Станислав Манига выделяет одно – фигурку опирающегося на палку подростка в школьном пиджачке, изготовленную из клыка моржа. Называется она «На каникулы».

«Мне очень хотелось её сделать, потому что в этом мальчике огромный смысл, – объясняет Станислав Иванович. – Миг ожидания, радость встречи с родными. Объясню: дети коренных народов жили и учились в интернатах вдали от своих родителей, от любимых мест. Когда наступали летние каникулы, их на самолетах доставляли из районных центров в Чайбуху, где был аэропорт. Зачастую до другого поселка Гижиги они добирались пешком, а это 25 километров, и уже оттуда вездеходами их развозили по стойбищам. Подросток – это мой родственник, который именно так возвращался к своим родным. У каждого молодого человека рано или поздно начинается своя дорога домой. Вся жизнь – это возвращение домой. К родным истокам»…

Ксения ЛУКИНА,

пресс-служба УМВД России по Магаданской области

(журнал «Полиция России», ноябрь 2022 года)

Смотрите полную новость в источнике